Известная детская писательница Астрид Линдгрен создала два замечательных художественных образа тучных людей: фрекен Бок и Карлсон. И в том и в другом случае ожирение ясно сопряжено с психологическим застреванием в роли «ребёнок».
Представляясь фрекен Бок, Карлсон называл себя красивым, умным, весьма весомым мужчиной в хороших годах. Однако поведение этого маленького толстячка не оставляет сомнения в том, что мы имеем дело с проказливым мальчишкой, с весёлым шалуном.
Его более чем превосходный аппетит и страсть к лакомствам хорошо иллюстрируют причину возникновения ожирения у лиц, подобно ему застревающих в состоянии «ребёнок». Судя по тексту, можно предполагать, что его застревание обусловлено «комплексом неслуха».
«– Отправляйся домой, ты…. Как там тебя звать!
– Карлсон, – сказал Карлсон.
– Я это уже слышала, злилась фрёкен Бок, – но ведь у тебя же есть ещё и имя?
– Меня звать Карлсон, и моя фамилия тоже Карлсон, – сказал тот.
– Не дразни меня с целью разозлить, потому что я и без того уже злая, – сказала фрёкен Бок. – Имя – это то, как тебя зовут. Как тебя называет твой папа, когда он тебя зовёт?
– Мерзавец, – сказал удовлетворённо Карлсон.
Фрёкен Бок понимающе кивнула.
– Чистую правду говорит твой папа!
И Карлсон с нею согласился.
– Да-да, когда человек маленький, тогда он действительно проказник! Но это было давно. Сейчас я – самый вежливый в мире!»
Что касается фрекен Бок, то эта упитанная дама демонстрирует сразу две роли: и «ребёнка», и «родителя».
Выступая в качестве домоправительницы, она своеобразно обнаруживает роль «родителя», а в качестве мистически настроенной любительницы вкусно поесть и в коммуникации с Карлсоном – роль «девочки», соперничающей со своей сестрой Фридой.
Нам не известно, как именно возникло застревание у героини Астрид Линдгрен, зато известно множество историй реальных тучных дам, каждую из которых можно было бы назвать фрекен Бок. И вот одна из таких историй.